Как будет работать страховая медицина в Украине

ef2602ca

супрун

Что меняется для пациентов?

В 2017 году каждый украинец (или семья) должен выбрать личного врача (семейный врач, терапевт, педиатр), заключить с ним договор и при любых проблемах со здоровьем обращаться к нему. Формально, эта система в Украине существует — все украинцы при первых проблемах со здоровьем должны посещать терапевта в поликлинике по месту прописки, где хранятся их больничные карточки. На практике же, как правило, если человек заболевает, он самостоятельно лечится или интуитивно ставит себе диагноз и идет к профильному врачу, минуя терапевта.

Как Минздрав планирует побороть эту пагубную привычку и заставить украинцев ходить к семейным врачам?

Во-первых, теперь посещение врача первичной системы не будет привязано к месту жительства. Например, если вы живете в Киеве, а прописаны в Полтаве, вам не придется ездить в местную полтавскую поликлинику — вы сможете выбрать терапевта в Киеве.

Во-вторых, пациенты, которые обратились к врачу узкого профиля (вторичная система медицины) напрямую, без направления от семейного врача, не смогут рассчитывать на лечение за государственный счет. Другими словами, если у вас болит спина и вы решили пойти к хирургу в обход семейного врача, то за его работу, обследование и лечение вы заплатите из своего кармана.

Как найти семейного врача?

Поиски семейного врача или терапевта полностью перекладываются на плечи пациентов. Возникает вопрос, как искать врача, если вы, например, никогда не ходили к участковому врачу первичной медицинской помощи или живете не в родном городе? В таком случае необходимо подписать договор с врачом, который находится в ближайшей поликлинике, или выбрать его по рекомендации знакомых. Причем врач не обязательно должен работать в госклинике. Если вы найдете частника, который заключил договор об оказании услуг с государственной страховой компанией, о создании которой мы расскажем позже, то на бесплатное обследование можно ходить и к нему.

В случае, если пациент не доволен выбранным специалистом, от его услуг можно отказаться и найти нового

А вот врач, к которому вы обратитесь, не может вам отказать. Единственным поводом для отказа может послужить уже набранное количество пациентов. Но Минздрав лимит не устанавливает, полагаясь в этом на здравый смысл врача. Такие условия, по словам заместителя министра здравоохранения Павла Ковтонюка, помогут создать в медицине свободный рынок. «Пациенты будут выбирать лучших врачей. У хорошего специалиста будут постоянные клиенты, которые принесут ему неплохой доход, ведь за каждого пациента в среднем мы будем платить врачу 210 грн в год, а минимальное количество пациентов, которое он должен будет обслужить — 2 тысячи»,— рассказывает о новой системе замминистра.

Таким образом, из бюджета за месячную работу врача на счет больницы будут перечислять минимум 35 тыс. грн. Так будет формироваться бюджет больницы. Из него руководство будет самостоятельно определять, сколько денег пойдет на зарплаты врачам, сколько на обслуживание больницы, сколько на закупку медоборудования, медизделий и лекарств. «Больницам дадут автономию, они будут управлять деньгами самостоятельно. Что касается зарплаты, то это внутренние договоренности главврача и врача. Мы предполагаем, что средняя месячная зарплата врача будет составлять 10 тыс. грн»,— рассказывает замминистра здравоохранения Павел Ковтонюк.

Что касается сельской местности, где на весь поселок может быть только один врач, то в Минздраве признают, что «в таких случаях нет выбора, все будут ходить к одному врачу». Конечно, если житель села захочет ездить в городскую больницу к своему семейному врачу, он сможет это делать. Деньги за пациентов будут перечисляться в сельские общины, которая и будет финансировать работу врача. Что это значит? Врач в селе будет выполнять 2 функции: семейного врача и руководителя своей амбулатории. Он сможет нанимать медсотрудников себе в помощь, закупать необходимое оборудование, медизделия и лекарства. Зарплату врач будет выписывать себе сам, согласовывая ее с общиной.

Такой подход вызывает у многих опасение, ведь врач может злоупотреблять

В Миздраве объясняют, что кроме госконтроля, о котором мы напишем в этой статье дальше, люди смогут сами следить за работой врача. «Если у врача появилась новенькая машина, он отремонтировал дом и поехал в отпуск и все за один год и при этом практически не обслуживал пациентов, то наверное что-то тут не так. Такие вещи в маленьких поселках очень хорошо отслеживаются»,— рассказывает Павел Ковтонюк.

Какие услуги семейных врачей будут бесплатными? 
Непосредственное предоставление первичной медицинской помощи пациентам. Формирование и контроль выполнения плана обследований и лечения, анализ результатов исследований, назначение медицинских препаратов и других лечебных мероприятий. Оказание медицинской помощи пациентам в неотложном состоянии. Направление в соответствии с медицинскими показаниями пациента, который не нуждается в экстренной медицинской помощи, для оказания ему вторичной (специализированной) или третичной (высокоспециализированной) медицинской помощи. Координация работы с другими звеньями медицинской помощи. Ведение пациентов, страдающих социально опасными инфекционными заболеваниями, в соответствии с законодательством. Осуществление иммунопрофилактики в соответствии с действующим законодательством. Консультирование по здоровому образу жизни. Проведение мероприятий массовой и индивидуальной профилактики инфекционных заболеваний. Оценка индивидуальных рисков заболеваний и консультирование по вопросам профилактики. Разработка индивидуальных программ обследования и наблюдения за здоровьем. Информирование пациента о национальных скрининговых программах и выполнение других функций в соответствии с законодательством или в рамках программы. Динамическое наблюдение за неосложненной беременностью. Осуществление медицинского ухода за здоровым ребенком. Ведение больных с психическими расстройствами, в частности, учитывая рекомендации специалиста. Предоставление паллиативной помощи: оценку степени боли; назначение наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров; лечение болевого синдрома; оформление рецептов на наркотические средства, психотропные вещества и прекурсоры в соответствии с действующим законодательством. Координация и организация выполнения лабораторных исследований, проведение забора биологического материала. Проведение лабораторных исследований, в том числе с использованием быстрых тестов. Назначение лекарственных средств с оформлением документов в соответствии с законодательством. Подготовка медицинской документации для направления лиц с признаками стойкой утраты трудоспособности на медико-социальную экспертизу и на медико-социальную реабилитацию. Оформление справок, форм, листков нетрудоспособности.

А вот за лекарства пациенты будут платить самостоятельно. При этом в Минздраве подчеркивают, что список услуг каждый год будет пересматриваться и будет зависеть от выделенных на медицину бюджетных денег.

Как система меняется изнутри?

Но описанные выше изменения, на первый взгляд незначительные для пациента, всего лишь верхушка айсберга. Ведь для того, чтобы система заработала, министерству надо изменить и принцип финансирования больниц.

Предложение министерства — платить врачу только за предоставленную услугу и прекратить ежедневное содержание больничного места

Так, сейчас государство оплачивает содержание коек ежедневно, вне зависимости есть ли пациент или нет — именно по такому принципу формируется бюджет больницы. А тот факт, сколько в больнице реально обслуживается людей, на ее бюджет не влияет.

Но для того, чтобы такая система заработала, правительство и парламент должны принять ряд законопроектов, постановлений и приказов, а также решить ряд технических вопросов.

Так, сегодня государственные медучреждения Украины не имеют права работать как самостоятельные предприятия, иметь счета и осуществлять финансовую деятельность самостоятельно. Для того, чтобы госденьги шли напрямую в больницы, им необходимо дать финансовую свободу.

Как это сделать? 

Закрепить за медучреждениями право стать государственными предприятиями, коммунальными некоммерческими предприятиями или государственными и коммунальными организациями, а также вести свою финансовую деятельность в госбанках. Именно такой путь был выбран Кабмином и Верховной Радой — еще 12 апреля 2016 года за основу был принят законопроект №2309а-д «Об автономии медучреждений». Но уже почти год документ лежит на доработке в Комитете Верховной Рады по вопросам здравоохранения.

В чем причина такой задержки с принятием закона? 

Во-первых, как раз в это время в прошлом году депутаты пытались отстранить от роботы Александра Квиташвили, который на тот момент уже был и.о. министра здравоохранения. В начале лета он покинул свой пост и целых три месяца министерство работало без руководителя. Рабочая команда, которая могла бы лоббировать принятие законопроекта, появилась только в сентябре. Во-вторых, как и при Александре Квиташвили, команда Ульяны Супрун столкнулась с сопротивлением со стороны профильного комитета, которых не устраивает работа министерства. В итоге любое заседание комитета заканчивается громкими скандалами и министр удаляется из зала.

Вторым фактом, который нивелирует предложенную реформу и лежит в законодательном поле является определение медицинской услуги как таковой. Так как система, работающая сейчас, оплачивает место пациента, а не услуги, которые ему предоставляют, то и в законах такого понятия как «медицинская услуга» не существует. Отметим, что вышеупомянутый законопроект должен был ввести этот термин.

Кроме того, существует ряд необходимых технических моментов, который должен организовать Минздрав.

Во-первых, необходимо создать Национальную службу здоровья, которая будет распорядителем бюджетных денег.

По сути это будет государственная страховая компания

Именно этот орган будет непосредственно переводить деньги на счета больницы за количество обслуженных пациентов. Минздрав уже отчитался, что в первом квартале 2017 года в структуре министерства создадут департамент «Национальной службы здоровья», который станет органом исполнительной власти. Этот произойдет во втором квартале текущего года. «В ближайшее время мы передадим на рассмотрение в Кабмин проект постановления о создании Национальной службы здоровья»,— говорят в министерстве.

В обязанности нового органа будет входить не только распределение денег, но и контроль за их использованием. Как это будет происходить, это второй технический вопрос, который предстоит решить. Для того, чтобы Нацслужба здоровья знала, сколько и кому надо перечислять денег за предоставленные услуги, а также отслеживать нарушения, Минздрав планирует запустить электронную систему E-Health. Ее разработка находится на первом из четырех этапов. Эта система позволит врачам вносить все данные о пациентах в общую базу данных. Таким образом, Национальная служба здоровья будет получать данные, какой больнице сколько государство должно заплатить. Она же и будет проверяющим органом.

Как объясняют в Минздраве, отследить мошенничества врачей будет легко. В новый орган будет стекаться информация со всей Украины. Если в определенной больнице будет повышенная, по сравнению со всеми больницами Украины, посещаемость, то к ним будет приезжать проверка.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *